ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С РАС:
- Обязательным компонентом в воспитании ребенка с РАС является психолого-педагогическая коррекция. Раннее интенсивное/длительное коррекционное обучение приводит к более благоприятному развитию течения заболевания.
- Строго придерживайтесь определенного режима и ритма жизни ребенка (при этом, режим прогулок, еды, сна, игр и т.д. составьте с максимально возможным учетом пожеланий самого ребенка).
- Постарайтесь обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. Избегайте переутомления ребенка, сенсорной перегрузки.
- Как можно чаще разговаривайте с ребенком, речь не должна быть быстрой, четко проговаривайте команды.
- Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую информацию (схемы, карточки, рисунки).
- Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание, похвалите его. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта
- Будьте внимательны к ребенку, улавливайте малейшие вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте
По вопросам установления инвалидности:
- обследование, наблюдение
- диагностика, установление диагноза
- медицинская реабилитация, психолого-педагогическая коррекция
- при наличии стойких нарушений здоровья, ограничений жизнедеятельности – направление на ВКК медицинской организации
- по решению ВКК – заполнение электронной формы «Направление на медико-социальную экспертизу»
- направление на МСЭ по месту жительства
- МСЭ проводится на основании направления ВКК медицинской организации и определённого пакета документов (приказ МЗСР от 30.01.2015г. №44), в порядке живой очереди в день обращения
- экспертное заключение отделов МСЭ выносится исходя из комплексной оценки состояния организма и степени ограничения жизнедеятельности
- в случае установления инвалидности - определение потребностей в средствах и услугах реабилитации
- получение инвалидности не зависит от возраста ребенка
_____________________________________
Для получения дополнительной информации можно обратиться на сайты www.ainar.org, www.special-edu.kz, nao.kz
Памятка разработана при поддержке Министерства труда и социальной зашиты населения Республики Казахстан
ПАМЯТКА
родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра
Астана, 2019 год
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (далее – РАС) – заболевания/группа сложных расстройств развития мозга, связанные с нарушением социальной адаптации человека, психического развития, влияющих на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
ПРИЧИНЫ развития РАС в настоящее время до конца не выяснены. К предполагаемым причинам относятся генетические, нейрофизиологические, инфекционные, токсические, алиментарные, экологические и др.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ РАС:
- отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь с родителями (не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются, часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать…);
- проблемы в социализации и коммуникации (боязнь перемен, находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, может убежать, спрятаться). Они предпочитают уединение, не умеют играть со сверстниками, с игрушками, не могут построить дружеские отношения. Не замечают, когда родители уходят, приходят. Могут казаться глухими, не реагируя на громкие звуки, на обращенную к ним речь, не откликаясь на имя. Не чувствуют окружающую обстановку…;
- отсутствие указательного жеста (к примеру, если ребенок в чем-либо нуждается, кладет руку родителя на нужный ему объект);
- повторяющееся/причудливое поведение, стереотипность движений (размахивание, похлопывание, вращение, самоукачивание, бег по кругу, увлеченное рассматривание какого-либо предмета, нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо, выстраивание предметов в линейку…);
- отставание в развитии от своих сверстников. Нарушения речи, скудный словарный запас, эхолалии (автоматическое повторение услышанных слов, фраз, предложений), придумывание собственных новых слов (неологизмы), упоминание о себе в третьем лице, задержка в понимании обращенной к ребенку речи, регресс речевых навыков и т.д…;
- нарушение моторики (плохая координация, не может ухватить игрушку, ездить на трехколесном велосипеде или машинке, ходьба на цыпочках, исключительное равновесие или неуклюжесть, …);
- нарушения сна, самоограничения в еде;
- приступы агрессии, в том числе направленной на самого себя, самоповреждения, частые истерики;
- избирательность в еде, одежде…
Куда пойти, при появлении сомнений?
В первую очередь, необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства/ прикрепления – к своему участковому врачу-педиатру/терапевту.
Необходимо получить ряд консультаций узких специалистов и пройти полное обследование ребенка по назначению врачей.
Специалисты, участвующие в обследовании, постановке диагноза, лечении: психиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, отоларинголог-сурдолог, окулист, физиотерапевт и др.
Важно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогические консультации) по месту жительства, для проведения диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей с особыми образовательными потребностями, в целях установления показаний на психолого-педагогическую коррекционную поддержку, определения типа учебной программы и дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.