«Современные
инновационные технологии в образовании»
Воспитатель: Филиппова
А.А.
В нашем детском саду интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать
методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности.
Современные
педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию
государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально
важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не
над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня
мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в
дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин
«технология».
Технология
– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая
технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий
педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня
насчитывается больше сотни
образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической
технологии:
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Концептуальность
- опора на определенную научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать
всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность
диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения,
поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции
результатов.
Эффективность – современные педагогические
технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного
стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения
(повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных
учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо
от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура
образовательной технологии
Структура образовательной технологии
состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база
технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее
фундамент.
• Содержательная часть – это общие,
конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм
и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога,
деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система
претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным
выше требованиям.
Взаимодействие
всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники,
родители) ДО осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К
числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской
деятельности
• информационно-коммуникационные
технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и
воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
1. Здоровьесберегающие технологии
Целью
здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие
педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье
ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В
современных условиях развитие человека невозможно без построения системы
формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий
зависит:
• от типа дошкольной организации,
• от продолжительности пребывания в нем
детей,
• от программы, по которой работают
педагоги,
• конкретных условий ДО,
• профессиональной компетентности
педагога,
• показателей здоровья детей.
Выделяют
(применительно к ДО) следующую классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические
2. физкультурно-оздоровительные
(направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии
развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.образовательные
(воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания
и обучения);
2.
Технологии проектной деятельности
Цель:
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в
сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги,
активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников,
единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду
позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация
учебных проектов:
• «игровые» — детские занятия, участие в
групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода
развлечения);
• «экскурсионные», направленные на
изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать
свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной
(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
• «конструктивные», нацеленные на
создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство
клумб.
3.
Технология исследовательской деятельности
Цель
исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников
основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо
отметить, что применение проектных технологий не может существовать без
использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).
Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам
предлагается проблемная задача, которую
можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир,
в котором развивается современный
ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли
его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному
воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с
использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная
доска, планшет и др.).
ИКТ в работе современного педагога:
1.
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы,
кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
4.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты
и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только
вносить необходимые изменения.
5.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в
процессе проведения родительских собраний.
5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность
ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных
потенциалов.
Личностно-ориентированная
технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания
новых образовательных программ.
Отмечаются
попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в
развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность,
наиболее полно реализовать себя.
Однако,
сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о
том, что педагоги полностью приступили к реализации идей
личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям
для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру
остается мало времени.
6.Технология
портфолио дошкольника
Портфолио
— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его
успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты
своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует
ряд функций портфолио:
• диагностическая (фиксирует изменения и
рост за определенный период времени),
• содержательная (раскрывает весь спектр
выполняемых работ),
• рейтинговая (показывает диапазон умений
и навыков ребенка) и др.
7.
Технология «Портфолио педагога»
Современное
образование нуждается в новом типе педагога:
• творчески думающим,
• владеющим современными технологиями
образования,
• приемами психолого-педагогической
диагностики,
• способами самостоятельного
конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической
деятельности,
• умением прогнозировать свой конечный
результат.
У
каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,
интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
8.
Игровая технология
Строится как целостное образование,
охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим
содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение
выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по
определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у
дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение
владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.