Конспект занятия по ФЭМП «Невероятное приключение в лесу»
для средней группы
(по сказке В. Сутеева
«Под грибом»)
Воспитатель ГККП «Детский сад №9 «Карлыгаш»
при акимате г. Кокшетау
Михалева Вера
Владимировна
ОО «Познание
Тема: «Невероятное приключение в лесу»
Цели:
1.Доставить
детям радость от игр развивающей направленности.
2.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя
настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
3.
Закреплять знания, полученные ранее.
Задачи:
Образовательные: 1. Закреплять
знания детей о временах года и времени суток.
2.
Закреплять знание величин (широкий – узкий, длинный –короткий, высокий –
низкий, большой - маленький).
3.
Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги.
4.
Упражнять в счете до 5 и обратно. Закреплять порядковый счет.
5.
Упражнять в умении называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал).
Развивающие: продолжать развивать логическое мышление,
внимание, речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные: воспитывать
самостоятельность, умение работать в коллективе, прививать детям чувство
взаимопомощи и взаимовыручки, воспитывать в них любовь к ближним.
Форма: виртуальное занятие-путешествие.
Демонстративный материал: проектор,
ноутбук, герой в костюме Лесовичка, магнитная доска, «Волшебный мешочек» с
геометрическими фигурами, сюжетные картинки «Времена суток», слайдовая
презентация к сказке В. Сутеева «Под грибом», запись звуков леса и шума дождя,
2 набора конструктора, лужи из картона разной формы и ширины.
Раздаточный материал: набор цифр на
каждого ребенка, картон зеленого цвета
(формат А4) и осенние листочки из картона на каждого ребенка.
Билингвальный
компонент: қоян – заяц- hare, тышқан – мышь- mouse, көбелек -
бабочка- butterfly, құмырсқа – муравей- ant, торғай – воробей - sparrow.
Применяемые педтехнологии: игровая, ИКТ,
здоровьесберегающая, элементы ТРИЗ и технологии проблемного обучения.
Методы: игра,
демонстрация наглядных пособий, беседа, вопросы, повторение, решение логических
задач, игровые и воображаемые ситуации, мотивация детской деятельности и др.
Ход
занятия:
«Круг
радости»:
- Здравствуйте, дети! Какое чудесное утро! Я приглашаю вас в наш круг
радости для того, чтобы вы весело и радостно поприветствовали друг
друга. Для радости есть причина, ведь здесь собрались верные друзья. Возьмитесь
за руки.
В
хороводе я иду
Друга
я сейчас найду (останавливаются)
Здравствуй,
друг! Вот и я! (разводят руки в стороны)
Мы
хорошие друзья! (берутся за руки).
- Присаживайтесь, ребята, на свои места! Начнем
занятие.
Есть на
сете старичок,
Старичок Лесовичок.
Носит
он из пёстрых листьев
Разноцветный колпачок.
Каждый
день, ив дождь, и в зной,
Сторожит он мир лесной.
- Сегодня к нам в гости из леса пришел старичок
Лесовичок. Он пришел, чтобы поиграть с нами и рассказать много интересного о
лесе и его жителях, а еще он хочет проверить, чему мы научились в детском саду.
Давайте его поприветствуем:
- Здравствуй, Лесовичок!
Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок,
хозяин леса. Как я рад, что попал к вам! Я много-много лет хожу по лесу,
наблюдаю за природой и лесными жителями.
Я люблю ходить
по лесу
В лес
хожу я каждый день,
Всё в
лесу мне интересно
Каждый
куст и каждый пень.
- Ребята, а вы любите лес? Какое сейчас время года?
А какой месяц? Какие признаки осени вы знаете? Так вот, ребята, осенью лес
красив по-особенному. А хотите мы вместе
отправимся в лес?
Сегодня я приготовил для вас сказку. Её героев вы
сможете увидеть на этом экране. А еще, ребята, мы будем выполнять разные интересные задания, помогая героям нашей
сказки.
- Вы готовы,
ребята? Ну тогда отгадайте загадку, так мы узнаем, о чем же будет наша
сказка (слышен тихий шум дождя):
С виду он похож на
зонтик,
Только меньше во сто
крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло.
Дети: - Это гриб! (Слайд
1)
Лесовик: Верно, ребята! Конечно, гриб. А гриб – это чудо
леса! И вы сегодня в этом убедитесь. Ну а нам пора знакомиться с героями сказки
Владимира Григорьевича Сутеева «Под грибом».
Лесовик: Как-то раз Муравья застал сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке
маленький грибок и спрятался под ним. А дождь всё сильнее… (Слайд 2)
- Сколько стало лесных жителей под грибом?
Посчитайте. Покажите цифру 1 в числовом ряду.
Лесовик: Ползет к грибу
Бабочка, она не может лететь, её крылья намокли. Она увидела гриб, под которым
сидел Муравей, но добраться к нему она не
может: на её пути огромные лужи. Ребята, как мы можем ей помочь? Как найти
выход из этой ситуации?
Дети: - Нужно построить мостики.
Задание 1. Дети делятся
на 2 команды и строят мосты из конструктора. Каждой команде нужно построить
разные мосты, т.к. одна лужа широкая (картон голубого цвета в форме лужи), а
вторая узкая. 1 команда – короткий и широкий, вторая – узкий и длинный. Дети
отвечают на вопросы, почему построили именно такие мосты (Чей мост короче? Чей
- длиннее? Чей - шире? и т.п.)
Лесовик: Молодцы,
ребята, теперь Бабочка смогла пробраться к грибу. Попросилась она к Муравью под
гриб и тот пустил её. «В тесноте, да не в обиде». (Слайд 3) - Сколько лесных жителей под грибом? Покажите эту цифру в
числовом ряду.
Лесовик: Впустил Муравей
Бабочку под грибок, а дождь всё сильнее…
Задание 2: Игра «Что в мешочке» (по ТРИЗ). Бежит
мимо Мышка, а на пути у нее дорожка из заколдованных камней и каждый из камешков разной формы. Чтоб
смогла поскорее добраться Мышка к грибу, нам нужно назвать предметы, на что
похож по форме каждый «камешек».
(Лесовик вынимает из «Волшебного мешочка» геометрические фигуры. Дети называют:
круг – солнце, тарелка, треугольник – крыша дома, ломтик сыра и т.д.)
Расколдованные фигуры выкладываются на магнитной доске в одну линию. Получилась
дорожка. – Молодцы, ребята, помогли Мышке справиться с заданием, теперь она
сможет добраться по дорожке к грибу,
чтобы окончательно не промокнуть и не заболеть. Попросилась Мышка к Муравью и
Бабочке под гриб, и к их удивлению, всем хватило места! «В тесноте, да не в
обиде». (Слайд 4)
-
Сколько лесных жителей под грибом?(трое) Покажите цифру три. Кто пришел первым? Кто вторым? Кто последним?
А
дождь, меду тем, всё не крепчает. Мимо гриба Воробей скачет и плачет: - Намокли
перышки, устали крылышки… А тут начался такой ливень, что не видно куда идти.
Лесовик: Сказка наша
волшебная и наш Воробышек попадет под грибок только, если мы выполним следующее
задание.
Задание 3. Игра «Когда это
бывает». Знаете ли вы, ребята части суток (на магнитной доске расположены
сюжетные картинки «Части суток»)? А сейчас мы и проверим.
Лесовик: - Я вам буду
загадывать загадки, а вы отгадайте, в какое время суток это бывает:
На
траву роса ложится,
Ну
а нам пора вставать,
На
зарядку становиться,
Чтобы
лучше день начать. (Утро)
Свет
струится и струится,
Звуками
земля полна.
Занята
делами птица,
Да
и людям не до сна. (День)
Мы
уже зеваем сладко,
Тени
тут и там снуют,
Чистим
зубы для порядка
И
готовимся ко сну. (Вечер)
Звезды
пляшут и резвятся,
Шепчут
что-то фонари,
Чудеса
ребятам снятся
Что
продлится до зари? (Ночь)
-
Подберите картинки к каждому времени суток, давайте поставим их по порядку.
Молодцы, с заданием справились! И Воробушек смог добраться к грибу. Вы
освободили ему путь! Потеснились лесные жители и воробью под грибком место
нашлось! «В тесноте, да не в обиде». (Слайд
5). Посчитайте всех под грибом? Сколько их стало?
Физкультминутка:
Вдруг
закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают
вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко
поднимая колени)
Лесовик: Сказка
продолжается… А дождь всё льёт и льёт. Тут заяц на полянку выскочил и увидел
гриб. – Спрячьте, - кричит, - спасите! Нашлось и зайке место под грибом. Зайку
спрятали, не выдали его хитрой Лисе.
-Ребята,
давайте запутаем все следы заячьи, чтобы не нашла Лиса Зайку. Будем колдовать,
листочками осенними полянку засыпать.
Задание 4. Игра «Осенние
листочки».
Дети
стоят возле столов, перед каждым ребенком лежит лист зеленого картона и
картонный осенний листочек. Воспитатель просит детей выполнять задания на
ориентировку на листе бумаги. Зеленый лист – это лужайка. Подул ветер, сорвал
листочек. Он упал прямо в середину. А ветер всё дует и кружит листочек, вот
понес его вправо, потом вниз, влево, вверх и снова в середину (дети выполняют
задание).
Лесовик: Прибежала Лиса к грибу, всё принюхивается, не
может Зайку найти. Махнула своим рыжим хвостом, да и убежала прочь. (Слайд 6) Дети показывают цифру 5 в
числовом ряду.
Воспитатель: Ребята, а
давайте назовем на казахском языке всех, спрятавшихся под грибом: қоян – заяц, тышқан – мышь, көбелек - бабочка, құмырсқа – муравей, торғай –
воробей.
-
А теперь посчитаем их на казахском и английском языках (дети считают, глядя на
слайд).
Лесовик: - Пока мы
считали, дождик закончился. Вылезли все из-под гриба, радуются. Муравей
задумался и говорит: - Как же так.
Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось.
Тут кто-то захихикал (это была лягушка). – Эх вы, сказала она, - а гриб то… Не
досказала и ускакала (Слайд 7).
Воспитатель: Ребята, так что
же произошло с грибом?
Дети: высказывают
свое мнение. Приходят к выводу, что он вырос.
Воспитатель и Лесовик: - Правильно!
Ведь грибы очень быстро растут во время дождя!
Нам
и лето, нам и осень
Чудеса
всегда приносит,
Но
грибы, что дарит лес,
Это
чудо из чудес.
Воспитатель: Наше занятие
подошло к концу. Понравилось вам путешествие в сказку? Чем мы сегодня
занимались? Нашему гостю Лесовичку давно пора в родной лес. Попрощаемся с
Лесовичком!
Лесовик: До свидания, ребята, жду вас в гости. У меня
в запасе есть еще много разных историй, сказок и игр. До встречи!
Звучит
песенка «Дождик льёт по крышам». Дети выходят из зала.