. «Кем бы ни стал в дальнейшем
ребенок – музыкантом или врачом,
ученым или рабочим, задача
педагогов – воспитывать в нем
творческое начало, творческое мышление»
К. Орф.
В воспитании
ребенка особая роль отводится музыке. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное
воспитание он получает в детском саду.
Одним из средств
восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.
Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на
занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления
дошкольников, развивает их музыкальные способности. Далеко не сразу и не все дети могут
правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о
прослушанной музыке, поэтому игра в
оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени
компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес дошкольников к
занятиям музыкой.
Работа по обучению детей игре на музыкальных
инструментах актуальна и поможет расширить процесс овладения музыкальной
деятельностью ребенка
Кроме того, игра на музыкальных
инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Мы используем обследования, ориентированные на
выявление способностей ребенка – дошкольника. Это стандартный тест – анкета,
разработанные специалистами в области детской психологии Ада Ханом и Г.Кафом,
широко применяемые в США и малоизвестные у нас. Их преимущество в том, что он
достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.
Ребенок
имеет музыкальный талант, если он:
-
Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать
музыку;
-
Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в
них, легко их запоминает;
-
Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много
чувств и энергии, а также свое настроение;
-
Сочиняет свои собственные мелодии и песенки;
-
Научился играть на каком – либо музыкальном инструменте.
Основной формой
музыкальной деятельности в детском саду являются занятия,
которые, предусматривают
не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей,
обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их
игре на детских музыкальных инструментах.
Что
включает в себя обучение детей игре на музыкальных инструментах?
Знакомство детей с оркестром начинается со знакомства с музыкальными
инструментами. Дети всегда проявляют неподдельный интерес к музыкальным
инструментам, получив их в свои руки.
Для развития
творческих способностей детей в нашем детском саду организовали кружок
"Веселый оркестр".
В нашем детском саду была проведена выставка музыкальных шумовых
инструментов. Вовлечение
родителей, сотрудников детского сада в изготовлении
инструментов своими руками вызывает чувство ответственности, сотворчество детей и
взрослых. И родители и дети получают огромное удовольствие от своих
способностей
Особо
необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог
следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка,
если необходимо, приходит детям на помощь.
Первоначальные
навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных
занятий. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости
приходит детям на помощь. Педагог,
хорошо знает индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами
ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет
наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками
воспитателя в обучении своих товарищей.
Детские
шумовые музыкальные инструменты применяю в танцах, играх, песнях.
Использую звучащие жесты –
это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. для каждого
из звучащих жестов существуют варианты исполнения.
Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных
инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют
формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и
длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают
закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Ознакомившись и изучив соответствующую
методику и литературу по обучению игры на детских
музыкальных инструментах,
мы пришли к выводу, что элементарное музицирование способствует развитию
творческих способностей детей, и включила
в практику своей работы элементы программы Т.Тютюнниковой.
Так
же ищем в интернете опыт коллег и изучаем его. Занимаемся самообразованием.
Игра на музыкальных инструментах является
важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития
творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как
говорил Л.Н.Толстой «Музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный
педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться
к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все
музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что
волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.